Воспитатель Петрова Людмила Артемовна
Консультация для родителей
Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы.
Дети не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решения за ребенка – мы лишаем его возможности само реализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приобретать автономность. Дети тысячи раз в день, в самых разнообразных ситуациях провоцируют нас на принятие решений за них: «Во что мне поиграть», « Какую рубашку мне надеть», «Каким цветом рисовать небо» и т.д.
Рекомендации родителям.
1.Использовать ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации. Например: ребенок протягивает маме кубик и спрашивает: «Что это?»
Невероятное удовольствие слышать вопросы детей.
Смысл этого вопроса не в познании. Назвать игрушку- значит подавить креативность ребенка, структурировать его деятельность или удержать инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть, сказав: «Это может быть всем, чем ты захочешь».
В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: «Реши сам», «Это ты можешь сделать/ выбрать /придумать сам».
2.Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может закончить сам, без посторонней помощи, можно сказать: «Покажи мне, что именно я должна сделать», «Скажи мне, что сделать, чтобы помочь тебе».
Когда ответственность возвращается к ребенку, он начинает думать и придумывает такие варианты действий, которые не пришли бы на ум взрослому.