Пятница, 19.04.2024, 07:10
Приветствую Вас, Гость
Старший воспитатель
 
Консультация для родителей старшего воспитателя ГДОУ №15 «Яблонька» Махуновой Любови Николаевны.
Тема: Нарушение прав ребенка в нормальной семье.
Результаты проведенных исследований родителей показали, что нарушение прав ребенка в семье чаще всего связано с применением наказаний унижающим его достоинства и носящий физический ущерб, в том числе телесные наказания. Движение ребенка — физическая потребность, лишение свободы движения большинством родителей не воспринимается как нарушение прав ребенка. Только половина родителей считает, что оставляя ребенка одного на несколько часов, уходя из дома по делам, они нарушают тем самым права ребенка. Вместе с тем, согласно статье 156 Уголовного Кодекса РФ, запирание ребенка одного на длительное время можно квалифицировать как неисполнение родителя обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Большинство родителей 85% справедливо считают, что ударить ребенка — означает нарушить его права. Но все же, 74% родителей допускают шлепок по попе, а 30% даже использование ремня. Исследование психологической компетентности родителей показало: 85% из них понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу.
 
Ожидаемые последствия от унижения достоинства: неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности. 20% опасаются, что ребенок вырастет озлобленным, в нем проявляется замкнутость, трусость или садизм. Некоторые считают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка с взрослыми — к неуважению унижающему, потере доверия.
Таким образом, основной вред, который наносит ребенку унижение его достоинства, большинство справедливо видят в психологической травме. К сожалению, было установлено и то, что 51% родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% из оставшихся считают их допустимыми в отдельных случаях. Только 10% родителей твердо и уверенно заявили, что считают телесные и иные унижающие ребенка наказания неприемлемыми ни при каких обстоятельствах. Они отдают предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения. Мы предложили родителям самим проанализировать, что вынуждает их использовать жесткие меры воспитательного воздействия. 74% опрошенных родителей указали конкретные ситуации и факты негативного поведения ребенка, когда они не могут действовать по другому: ребенок не слушает, капризничает, нарушает нормы поведения, проявляет упрямство, делает назло, осознанно поступает неправильно, игнорирует несколько раз сделанное замечание, ребенок перевозбужден и ничто не может его успокоить. 40% родителей в качестве причины указали свойства характера взрослого (я нетерпелива, нервы у взрослых не выдерживают, кончается терпение; взрослые пытаются выместить свою беспомощность на ребенке, хочется, чтобы тебя слушались). 14% родителей не знают других способов воздействия на ребенка, по другому никак нельзя повлиять на ребенка. Очевидно, что именно родители не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме унижающих его. И так, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление. Почему же родители прибегают к унижениям детей. Это происходит потому что: - с ними аналогично поступали в их собственном детстве (мы не в состоянии избавить их от этого …, но можем помочь его переосмыслить); - родители не знают других методов воздействия; - не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка. Бесконечные указания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания — все эти формы отражают отношение к ребенку всего лишь как к объекту воспитания. Они унижают его достоинство. Методы и формы регулирования поведения детей можно рекомендовать родителям: - доброжелательная критика; - советы (предполагающие рассуждения); - утешение; - обращение какого-либо указания в шутку; - выражение обиды (объяснение ребенку последствий его действий и поступков, обоснование выдвигаемых требований). Часто использование наказаний обычно связано с тем, что сами родители считают агрессивное поведение нормальным. Воспитание ребенка — сфера, где реализуется эта агрессия.
Агрессивные родители (использующие наказания в том числе и физические) не видят ничего плохого в том, что ребенок столь же агрессивен как и они сами. Практически это качество в нем поощряется. Все наши усилия педагогов нужно направлять на изменение отношения родителей к агрессивному поведению в целом. Исследования этой проблемы, а именно, нарушение прав ребенка в семье, встречаются чаще из-за: - тесного жилья (нервозность у всех членов семьи); - низких доходов; - низкого уровня образования родителей; - неполноценной семьи (ребенок без матери или отца). С помощью опросника Басса-Дарки можно оценить насколько агрессивны родители. Показатели нарушения прав ребенка: * высокий балл по любой шкале; * констатация факта использования физических наказаний. * дети привыкают к травмирующим способам общения и иногда уже не воспринимают иных форм; * Не предоставление ребенку возможности высказаться, оберегание ребенка от трудностей, ограничение матери ролью хозяйки дома, подавление воли ребенка, жертвенность родителей, супружеские конфликты, строгость родителей, раздражительность родителей, зависимость ребенка от матери, поощрение зависимости ребенка от родителей, уклонение от общения с ребенком, невнимательность мужа к жене, подавление сексуальности ребенка, власть матери, навязчивость родителей, желание ускорить развитие ребенка.
Рекомендация: Детям помогает игровая терапия с элементами театрализации. На примере разыгрываемых сценок-ситуаций ребенок постигает новые для него способы поведения и разрешения конфликтов с взрослыми и сверстниками. Вы можете поучаствовать в мастер- классе по игровой терапии с элементами театрализации и приобрести навыки по разрешению конфликтов.
Запись на мастер-класс по телефону 322-04-32, проводит старший воспитатель ГДОУ №15 «Яблонька» Махунова Любовь Николаевна