Четверг, 25.04.2024, 09:26
Приветствую Вас, Гость

Воспитатель Кравец Екатерина Александровна
Консультация для родителей

Пойдем гулять туда, где много интересного

 

Дети любят любое время года. Они рады и солнцу и хмурым облакам, лишь бы не сидеть подолгу в тесных комнатах. Интересно в парке, здорово там, где самые глубокие сугробы. Не будем и мы лениться выходить за территорию своего двора.

                ПРОГУЛКАЛУЧШЕЕ МЕСТО ДЛЯ РАЗМЫШЛЯЛОК

В книге Пауло Коэльо «Алхимик» есть такие слова: «Только камни и растения знают всеобщий язык».  Почему?  Задайте детям постарше этот вопрос, пусть прислушаются.

Что значит «всеобщий язык»?

            То безмолвие, которое Молчание, хранит в себе много тайн.

Не говорят растения и камни, но они знают много тайн. Понаблюдайте вместе с детьми. Кто подсказал дереву, что пора сбрасывать листья? Почему снег выпал сегодня, а не вчера? Почему внезапно пошел дождь и все заледенело? Неизвестно. Но это законы природы, они вездесущи. Их четыре:

 

1.      Всё во всём.

2.      Всё должно куда-то деваться.

3.      Природа знает лучше.

4.      Ничто не дается даром.

 

Вокруг этих тем рождается масса интересных догадок и историй. Дети расскажут о том, что знают, и вы удивитесь. Но от нас они всегда ждут все новых и новых историй.

Любая игра с подачи взрослого может превратиться из обычной в интеллектуальную. Играем в «снежки», казалось бы, в который уже раз. А сегодня мама может спросить: почему сегодня снежки совсем не получаются? Почему они такие белоснежные?

А быть может, все совсем по-другому. У детей возникнут свои вопросы и есть свои уникальные ответы. Прогулка – лучшее место для размышлялок.  И если взрослый задает загадки, на которые не знает ответа, он сам будет загадочен, интересен. Тогда любое его желание, совет, просьба – принимаемы.

На прогулке мы учим детей слышать и слушать. Смотреть и видеть: как чудесно, как трогательно, как забавно, как трудно живет все вокруг. Ученые считают, что природные звуки терапевтичны, они успокаивают, умиротворяют. Вместе с детьми можно вслушиваться в шум ветра, в его разговоры. Что ветер говорит трубам, крышам, веткам? Что они ему отвечают? О чем переговариваются птицы?

Очень важно развивать в детях внимание, внимание примечательное. А чтобы огранить, опоэтизировать детскую фантазию, можно читать, а лучше пересказывать коротенькие сказки. Мы часто наблюдаем с детьми и тут же бросаем наблюдение. Но природа заложила в детях любовь к повторению. Погуляли, поразмышляли на улице, через день все вспомнили. О чем говорили синицы и вороны? Что чирикали друг другу воробьи? Какая шубка зимой у зайчика?

Оказывается, не одни мы об этом размышляли. Вот послушайте, как замечательно думал об этом Эдуард Шим.

 

            Ворона и синица

Все звери от холода в норы попрятались, все птицы от голода чуть живы сидят. Одна ты, Ворона, во все горло раскаркалась!

                        А может мне хуже всех? Может это я «караул» кричу!

           

            Где живете, воробьи?

            – Чив-чив, мы скворечник заняли.

            – Чив-чив, мы в печной трубе поселились.

            – Чив-чив, мы на чердаке устроились.

            – Чив-чив, мы в чужом дупле ухитрились засесть.

            – Чив-чив, мы за стрехой присоседились.

            – Чив-чив, мы в поленнице гнездо свили.

            – Чив-чив! А мы на столбе живем, в ГР-ОМКО-ГОВОРРИ-ТЕЛЕ!

 

            Заяц и крот

– Заяц, ты хвост потерял!

– Где?

– Вон валяется.

– Эх ты, Крот! Это не хвост… Это зимней шубы клочок. Я уже зимнюю шубу-то износил, распускаю теперь на клочки да на прядочки!

 

            Миниатюрные рассказы Эдуарда Шима вызывают улыбку, они просты в сюжете, наполнены эмоционально, несут в себе информацию о природном мире. Сказки можно читать перед сном, пусть строчка за строчкой ребята повторяют их вслух. Мелодичность художественного текста легко убаюкает, она проникает в детскую память, наполняет ее красотой восприятия. После сна спросите у детей, не снилась ли им синичка, ворона.

            Пусть выдумают, фантазируют, пусть разговаривают о придуманном так же просто и легко, как о настоящем. Это означат, что вам доверяют.

            Мне кажется, что вместе с детьми можно и нужно учить наизусть прозу. Не спеша, не задаваясь целью обязательности, хорошо знакомить детей с прекрасным художественным слогом. Они с открытым ртом будут слушать вас,  не глядя в книгу (глядя в глаза)будут произносить , повторять волшебные, певучие слова.

 

* * *

 

Почаще говорите своим  детям: «Пойдем гулять туда, где много интересного». Где много интересного? Никто точно не знает. Идем искать. В парке много?  На этой улице много? Нет, совсем мало. Если не нашли сегодня, очень хорошо. Будем искать завтра, весной, у бабушки в деревне. А потом расскажем друг другу, это ведь очень важно.

 

На какую букву мы сегодня гуляем?

        На улице можно считать окна, дорожки, деревья. Но самое увлекательное- считать углы, их оказывается гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Примечаем, вычисляем все, что вокруг. Расстояние меряем шагами и бегом. На прогулке вы вместе с детьми  ищите математику, развитие речи, музыку. Признаки весны, осени легко найдете  в парке. Попробуйте изобразить буквы, по одиночке и парой.

            Выходя из дома, договоритесь: на какую букву мы гуляем, на какое слово. На «Б». Сегодня мы бодаемся, брыкаемся - мы козлята. На «Т». Сегодня мы тихие, тонкие, трогательные, как цветы.

           Понравилась буква «М»? Ищем слово, в котором она есть, выбирайте не спеша. Есть, например, слово «много», на него гулять очень увлекательно. На улице действительно много всего интересного. Много воздуха, много домов, деревьев. Идем, считаем.

           Предложите ребятам положить в один кармашек каштаны, камушки или пробочки. На каждый счет пусть перекладывают их в другой карман, пока тот не наполнится. По дороге встречаются маленькие и большие деревья, предметы одного цвета и размера -все, что угодно. Еще есть слово «мимо».

На обратном пути называем, мимо чего мы идем: машины, мороженое, чьи-то мамы. А дома вы можете организовать массу игр на тему «Мы» (какие мы?), это легко, непринужденно формирует детские представления  о семье.

Интересно наблюдать не только знакомое, повседневное. Есть такое слово-«море». Не в каждом городе море есть, и  не всякий ребенок с ним знаком. Что видно морского? Песок, некоторые камушки, парусники, корабли, катера…

 Конечно, такие прогулки лучше проводить, не ограничивая себя во  времени. Для этого каждый месяц отводится один лучший день.

С компасом и  лупой за  подарками зимы.

Отправляясь на прогулку, не забудьте сказать детям, что это не просто прогулка, это путешествие. Возьмите с собой компас. Не знаю отчего, но компас оказывает на детей какое-то совершенно чудесное воздействие. Они неизменно приходят в восторг, когда мы направляемся туда, куда указывает стрелка.

Не обязательно идти строго на север или юг, просто место в детской фантазии должно быть обозначено как загадочное, значимое. Еще возьмите с собой большую круглую лупу, этот предмет также безотказно впечатляет детское воображение. Рассматривайте все встречное интересное, приближайтесь к знакомым и незнакомым предметам, изучая их внимательно и неторопливо.

А для чего мы идем в парк? Искать подарки зимы. Сначала можно поискать их дома, потом на улице, потом пойти еще дальше. Разглядывая все, что есть вокруг, дети становятся настоящими исследователями. Кто-то нашел семячко от клена, дивную сухую веточку, кто-то услышал синичкин голос. А у кого-то щечки мороз зарумянил, это приятно и красиво.

Мы тоже можем делать зиме подарки. Одеваемся тепло, чтобы она не переживала за наши горлышки. Рисуем нежные снежинки, собираем крошки для птиц.

Вернувшись на площадку детского сада, посадим то самое маленькое, чудом найденное семечко клена. Вдруг оно вырастет в большое-большое дерево?